Строго на юг

© Cybervlad

«Парашют, презерватив и тормоза придумали трусы!», - подумал пилот «Боинга» и посадил лайнер в аэропорту ЧиангМаи примерно так, как сажают истребители на авианосец. Мы недоуменно переглянулись. Но все это такая ерунда по сравнению с тем, что «заброска» (больше суток в самолетах и транзитниках) наконец-то закончилась, и вот прямо сейчас уже настанет отдых! 2 ноября, 14:00. Время пошло!

ЧиангМаи встретил нас пасмурной, но все равно теплой и влажной погодой. И сразу же нарисовался мелкий «кидок». Администрация гестхауза LaiThai обещала встретить нас в аэропорту, но как-то проигнорировала этот процесс. Впрочем, проблемой данный факт не стал, желающих отвезти нас в город такси было в избытке, и через полчаса мы смогли, наконец, принять душ и сменить форму одежды на более подходящую к данному климату.

«Мы» - это три суровых горноуральских парня: ваш покорный слуга, Дима (ДАБ), Паша (aka MOLOT) и прекрасная представительница культурной столицы России (кто не в курсе – это Питер) по имени Наташа. Всего 4 человека. Экипаж «боевой мухи» (джипа ISUZU MU-7), которую завтра утром нам должны подогнать к воротам гестхауза.

Но это завтра. А пока не будем терять время, быстренько перекусим и отправимся на осмотр Дой Сутеп – одного из красивейших храмов Таиланда, места паломничества и центра медитации. Изначально я планировал посетить его на следующий день, на машине. Но знающие люди посоветовали сделать это на закате. И огромное им спасибо за этот совет!

Прямо возле кафешки нами был изловлен аппарат под названием songtaew – крытый пикап для перевозки людей (многие ошибочно называют его тук-туком). За умеренную плату договорились, что пилот отвезет нас в Дой Сутеп (около 15 километров), подождет, пока мы осмотрим монастырь, затем отвезет обратно.

В принципе, он со своей задачей справился, но по пути иногда возникало ощущение, что он сейчас развалится. Тем более что Дой Сутеп находится на вершине горы, и ведет туда довольно крутой «серпантин». На обратном пути (было уже темно) у этого чуда автомобилестроения периодически отключалось освещение. Было несколько неуютно.

Если верить легенде, то место для строительства Дой Сутепа было выбрано не случайно. На спину белого слона поместили буддийскую реликвию и отпустили его. Слон ходил долго и закончил свой путь на вершине горы. Именно в этом месте и был воздвигнут храм.

Doi Suthep Мы успели в Дой Сутеп буквально за несколько минут до заката, посему большая часть осмотра происходила уже при искусственном освещении. Несмотря на то, что лично у меня это далеко не первый визит в Таиланд, и храмов я насмотрелся уже достаточно, Дой Сутеп произвел на меня впечатление. Архитектура несколько отличается от увиденного ранее (хотя некоторое сходство Wat Praya и Golden Mount все-таки заметно). Но ощущение какой-то особой возвышенности и духовности возникло, наверное, даже не столько из-за расположения храма на вершине, сколько из-за очень удачного времени посещения: толпы туристов уже схлынули, в монастыре остались только монахи и послушники, что-то поющие на древнем языке пали во время вечерней медитации…

ChiangMai - night Сфотографировав панораму ночного ЧиангМая со смотровой площадки, спускаемся в город, где просим пилота высадить нас возле рентовальной конторы North Wheels, с которой заранее (через Internet) договорились об аренде автомобиля.

В конторе нас уже ждут и радуются. Радость усиливается после вручения презента – диска с русской музыкой (по агентурным данным, неравнодушны они к этому). После чего быстренько оформляем договор и отползаем в гест, заглянув по дороге на массаж. Массаж оказался так себе, но уставшие от самолетов кости более-менее встали на место. Уже перед самым сном заглядываю в интернет, где отвечаю на e1.ru на вопрос о погоде «ну капает дождик немного». Называется, «накаркал». Ибо следующие несколько дней были, мягко говоря, не очень сухими…

***

Утром вставать не хотелось, ибо в стену барабанил дождь, а под него так сладко спится… Пока кружка кофе и тосты с джемом приводили организм в работоспособное состояние, к воротам подъехала наша белоснежная «муха». Вежливый таец продемонстрировал все боевые шрамы и царапины на корпусе (оставленные предыдущими арендаторами), показал, где запаска и баллонник, что топливный бак полон, после чего мы расписались в акте и он передал мне ключи с пожеланием счастливого пути. Кидаем сумки в багажник. М-да, два дайвера в экипаже – вечные проблемы с багажом. Но «муха» - классная машина, у нее 3 ряда сидений. Опускаем задний ряд, и багаж комфортно размещается. Ну, все, можно ехать. Главное помнить, что обгонять надо справа, парковаться слева, а на круговом перекрестке ехать по часовой стрелке, а не наоборот.

ЧиангМаи хоть и называют «провинциальным городком», не такой уж он и маленький, движение на улицах достаточно оживленное и по-азиатски своеобразное. Посему сидящим на переднем сиденье приходится управлять машиной как самолетом – один контролирует тактическую ситуацию (т.е. собственно рулит, «пилот»), второй при помощи карты определяет, где же поворачивать («штурман»).

Сегодня мы хотим посетить знаменитый чиангмайский зоопарк с пандами и добраться до ЧиангДао, где залезть в пещеру, а потом найти место для ночлега. Подъезжаем к зоопарку, покупаем билеты. И тут выясняется, что он еще закрыт. Дабы не терять время, решаем еще раз съездить к Дой Сутеп, посмотреть его при свете дня. Однако чем выше мы залезали по серпантину вверх, тем хуже становилась видимость. Толи это дождь, толи туман, толи низкие облака… Поднявшись к подножию храма, мы обнаружили, что его практически не видно, соответственно, не будет и никакой панорамы со смотровой площадки. Посему мы посетили местный камнерезный павильон, прикрутили к нашей боевой машине российский флаг и начали спуск. Спускаться оказалось еще веселее, чем подниматься – уклон сильный, повороты крутые. Сидящий рядом со мной штурман периодически пытается найти ногами педаль тормоза. 15 минут страха, и мы подъехали к зоопарку. Поскольку территория огромная, плюс идет дождь, то передвигаться решили на машине.

Giraffe Первая остановка – возле тапира. Не потому, что так задумывали, а просто резко его увидели – стоит почти у дороги. Пофоткали. Затем зашли в павильон с ночными зверями. Столько разных кошек я никогда не видел! Жаль, что все они за стеклом, и сфотографировать практически нереально, все бликует. Рядом обнаруживаются меркантильные жирафы. Меркантильные потому, что из своего загончика они не вышли, пока не увидели бананы.

Lin Hui Chuan-Chuan Потом, конечно же, едем к пандам. Для входа к этим зверушкам нужно покупать отдельные билеты. В павильоне поддерживается комфортный для зверей микроклимат – прохладный и влажный. Звери, конечно, шкодные. Самка по кличке «Линь-Хуй» (прошу прощения, но так уж назвали) с довольной мордой грызла бамбук, развалившись всей своей 1,5-центнерной тушкой. Самец «Чуан-Чуан» отрешенно лежал на бревне, свесив вниз лапы и морду.

Tiger Сейчас «пандомания» в Таиланде как-то поутихла, а ведь совсем недавно по этой парочке сходила с ума вся страна. Мало того, что песню о пандах написали, так еще, пардон, их экскременты продавали за деньги. Покупаем немного сувениров с пандами и движемся дальше, проклиная, что ни в одной лавочке не продаются накидки от дождя. Самая «продуманная» оказалась Наташа – у нее был зонтик. Так, дальше у нас по плану слоны, тигры, львы и коалы. Коалы нашлись быстро. После небольшого напряжения нашлись и тигры.

А потом мы поняли, что ездим кругами, и на нас уже косится персонал зоопарка. Не знаю, что они подумали, когда мимо них в очередной раз проехал джип, из которого доносилась музыка Боба Марли. Немного отдохнув, продолжаем поиски. Потом попались пингвины. Потом удалось найти слонов. Заскочили к орангутангам. Потом нам все надоедает, и мы направляемся к выходу. И тут, на перекрестке, по которому мы уже проезжали 5 или 6 раз я вдруг замечаю вывеску «Lion». Весь экипаж начинает дико ржать, осознавая, как это все выглядит со стороны. Находим парковку (что нетривиально – дорожки в зоопарке узкие) и идем смотреть львов. На этот раз самым хитрым оказывается Паша – он никуда не идет и остается в машине. И правильно делает, т.к. львы заныкались в укрытие от дождя и не показываются.

Начинаем искать выезд в сторону ЧиангДао. Поскольку на тайских картах, как обычно, есть некоторые проблемы с масштабами и пропорциями, успешно плутаем между развязками и съездами с кольцевой автострады. Я высказываю предположение, что это из-за все еще звучащего в машине диска Боба Марли. Останавливаемся возле «Сэвен-Элевен» дабы подкрепиться, и я обнаруживаю на стойке диск «Clash Army – Rock Concert». С этим будет повеселее! Однако диск оказался VCD, и магнитола играть его отказалась, так что на трассу мы выбрались в тишине.

Our Crew Качество дорожного покрытия в Таиланде выше всяких похвал, мощности у двигателя хватает, посему 70 километров до ЧиангДао мы пролетели очень быстро. В этом городке, точнее рядом с ним, находится одноименная пещера, внутри которой расположен буддийский храм. Сориентировались мы довольно быстро, нашли парковку, и вскоре уже прыгали по лужам от стоянки к входу в пещеру. Вход как бы бесплатный. Но нужно пожертвовать 20 бат «на электричество». Внутри пещеры из большого зала уходит несколько коридоров. Тут же стоит столик, за которым предлагают совершить экскурсию. Самостоятельно бродить нельзя, можно заблудиться. Надо заплатить 100 бат за керосиновый фонарь (нам на четверых достаточно было одного), а проводнику – «на ваше усмотрение».

Пещера, конечно, не Кунгурская, но красивая. Кроме сталактитов и сталагмитов, образующих причудливые формы (слон, черепаха и т.п.) во многих залах стоят алтари. Одним словом, «рекомендуется к посещению». Когда мы выбрались обратно на поверхность, выяснилось, что погода стала налаживаться. Во всяком случае, дождь прекратился, что дало возможность пофотографировать «наземную» часть храма.

Cave Vlad in the cave A lake near the cave

Наконец, пришла пора подумать о ночлеге. Заранее мы ничего не бронировали, лишь имели с собой список «рекомендованных» к проживанию мест. Первым в списке оказался Malee Natural Lover’s resort. Уютное местечко – несколько разбросанных в саду бунгало, свободные места есть. Но мы же люди привередливые, поехали еще осматривать другие варианты. Походу осмотра «прозевал» нужный перекресток, и начал поворачивать налево, когда уже почти проехал его. Со встречной машиной разъехался «по-русски», т.е. справа. Таец, увидев за рулем «бледнолицего» нисколько не удивился такому маневру.

Мест нигде не было. Разворачиваемся обратно к Malee, и тут замечаем, что в ту же сторону едет еще одна машина. Экипаж хором орет «гони, они займут наши места!», я втапливаю «тапку в пол» и гоню по узкой дорожке. «Поворот!». По тормозам. Нет, не вписываемся в узкий съезд. Останавливаюсь, сдаю немного назад и вползаю в узкий проезд. В зеркале заднего вида наблюдаю удивленные глаза тайца на пикапе, который не может понять, куда эти сумасшедшие фаранги так гнали, и зачем они сворачивают на эту тропу, перегородив дорогу. Через 20 метров мы понимаем, что свернули не туда. Перспектива ночевать в машине становится отчетливее. Находим пятачок для разворота, выползаем обратно на дорогу, и уже неторопливо едем в Malee. Если уж заняли, то заняли. Значит, карма такая.

Однако на наши бунгало никто не претендовал, и через несколько минут мы уже смогли насладиться горячим душем (те, кто справился с включением газового нагревателя, конечно) и переодеться в сухую одежду. На ужин заказали чисто тайские блюда – сомтам (салат из зеленой папайи), пад-тай и прочую вкуснотищу. Ну, конечно, пиво Singha. Зарядили в портативный DVD-плеер диск с майской поездки на Сипадан, и очень душевно провели вечер в компании хозяйки ресорта. Поинтересовавшись нашими дальнейшими планами, хозяйка предложила ехать в Дой Ангкхонг несколько другим маршрутом, пообещав добыть к утру карту.

За день пройдено около 80 километров.

***

Malee - 1 Malee - 2 Утро было туманным. Или облачным? В горах сложно понять – туман это или просто облако низко спустилось. Но дождя не было, что позволило устроить небольшую фотосессию в саду ресорта, а также на балконе Наташиного бунгало, которой достался домик «для медового месяца». В процессе завтрака появилась хозяйка ресорта и вручила нам ксерокопию карты. В Дой Ангкхонг предлагалось ехать не по «стандартному» маршруту (дорога 107), а свернуть в Тунг Лакхоне на второстепенную дорогу 1178, доехать по ней до бирманской границы и двигаться далее на север по приграничной дороге.

Сегодня в кресло пилота садится Дима, а я занимаю штурманское место. «Взлет разрешен!» Поскольку время нас не поджимало, мы немного отклонились от маршрута – увидели указатель к какой-то пещере и свернули туда. В результате, протиснувшись через узкую деревеньку, выехали на огромную грязную поляну, на которой стояла куча машин и автобусов. Рядом имелся склон горы, под которым, видимо, и находилась пещера. Причину массового скопления людей выяснить не удалось, по-английски никто не говорил. В пещеру решили не лезть, т.к. было очень грязно и совсем не жарко. Сфотографировались возле страшного военного автомобиля и поехали дальше.
А дальше начались настоящие горы!
Все-таки удачно, что сегодня за рулем Дима – у него есть хоть какой-то опыт езды в горах. Вверх, в принципе, ехать несложно – включил пониженную передачу, и «рычи» потихоньку. Дизель мощный, тянет хорошо. Но видимость с подъемом стала ухудшаться, и очень скоро мы уже ехали в густом облаке, «нащупывая» дорогу противотуманными фарами. И опять нельзя не сказать пару хороших слов об оснащении тайских дорог. Покрытие – в идеальном состоянии. Ограждение – со световозвращающими элементами. На нарисованной разделительной полосе имеются небольшие бугорки, также со световозвращателями. Если не увидишь, так почувствуешь колесами, что уже лезешь на встречку. Ну и, естественно, перед любым более-менее опасным участком стоят знаки и висят надписи «use low gear», а также нанесены небольшие неровности на асфальте, типа стиральной доски – жужжание колес не даст не заметить опасность.

Mountains Vlad with the mountains Wigvam

Так куда же мы лезем?
Дой Ангкхонг находится на высоте 1300 метров над уровнем моря и его часто называют «тайской Швейцарией». Круглый год здесь относительно прохладный климат, что позволяет выращивать цветы, фрукты и другие растения из умеренной зоны. Населяют эту местность горные племена лаху, лису и хмонгов; есть несколько китайских деревень, основанных изгнанными из Китая остатками армии Чанкайши. До недавнего времени в этих местах орудовали «воины» United Wa State Army, занимавшиеся транспортировкой наркотика yaa baa из Бирмы на тайские рынки.
Вообще, бурное развитие сельского хозяйства в этой местности произошло не само по себе – около 20 лет назад здесь стартовал королевский проект, призванный «перепрофилировать» население с производства сырья для опиума на более полезные занятия. Сейчас здесь много оранжерей, выращиваются цветы, персики, киви, хурма, земляника; фрукты консервируются, сушатся и продаются повсеместно. Наверное, проект можно назвать успешным, потому что еще лет 10 назад туристов в эти районы не пускали по соображениям безопасности. Сейчас – нет никаких проблем.

Тем временем подъем закончился, и дорога пошла сперва ровно, а потом и вовсе под уклон. Мы въехали в «долину». Миновав «гламурный» Angkhang Nature Resort останавливаемся на площади посреди небольшого поселка. Нас сразу окружают детишки из горных племен со своими поделками: «уан бат, сэр!». Все это, конечно, умилительно, но если купить что-нибудь у одного, остальные потом не отстанут. Посему делаю каменное лицо: «коб чай, май ау!». На площадь выходят двери (хм, точнее, просто отсутствие стены) нескольких магазинчиков. В одном из них мы затариваемся сувенирами (изделия из камня, кружки, чай), после чего усаживаемся за стоящие тут же столики и спрашиваем меню. Меню отсутствует, но нам сразу же приносят чай и показывают, как его надо правильно пить. Потом приносят другой сорт чая. Пытаемся разобраться в нюансах. Спрашиваем, а как насчет поесть? А поесть, говорят, у нас нету. Ну ладно, сколько мы вам должны за чай? И тут выясняется, что это не кафе, и чаем нас просто угощали. Немного неудобно получилось, вроде как напросились… От хорошего чая разыгрался аппетит, и мы перемещаемся в находящуюся по соседству «едальню». Имеется меню на английском языке, хотя блюда все местные (страшная помесь тайской, китайской и «горной» кухонь). Перекусив, продолжаем шоппинг – в лавочках продаются горские шапочки, изделия из кашемира, множество сортов чая, женьшень, всякие корешки, грибы и прочая экзотика.

Но день не бесконечен, грузимся в машину и заезжаем в «сельскохозяйственный центр». Плата за вход умеренная (50 бат, если мне не изменяет память). Проезжаем на машине до центра парка и долго ходим по округе с фотоаппаратами. Да, местные товарищи знают толк в садоводстве…

Vlad in bamboo Bamboo Flower - 1 Rose - 1 Rose - 2 Flower - 2

Конечная точка сегодняшнего участка – городок ТхаТон. По карте до него совсем недалеко – надо лишь спуститься в долину. Туман (облака?) рассеялся (поднялись?), и мы начинаем спуск. Но буквально через полчаса Дима начинает принюхиваться, после чего на первом же расширении дороги паркуется. Из-под передних арок колес идет пар (хорошо, что еще не дым!) и ощутимо пышет жаром. Подкладываем под колеса камни, ждем, когда остынут тормоза. Начинаем спускаться дальше. Тормозить двигателем не получается – машина тяжелая, и при включенной пониженной передаче резко поднимаются обороты. Тем не менее, нам удалось спуститься в долину и не сжечь тормоза. В Тхатоне со второй попытки находим поворот к гестхаузу Riverside, где нам дают бунгало на самом берегу реки. Решаем устроить себе небольшой праздник, бросаем вещи и едем в магазин. Покупаем ингредиенты для коктейля Cuba Libre (ром, кола и лаймы), Димыч закупает два огромных ананаса.

Дождя нет, стемнело, на другом берегу зажглись огоньки, на вершине горы светится монастырь, в нескольких метрах журчит река, на подносе порезанный крупными ломтями ананас, в стаканах прохладный коктейль (Паша выпросил в местном ресторанчике лед). Красота! После «аперитива» направляемся в ресторанчик отеля ужинать. По нашим меркам время еще «детское» (20:30), но уже тишина, и даже музыку в ресторане нам включить отказались. Ну что же покушали – и спать…

За день пройдено около 150 километров.

***

Thaton - 1 Thaton - 2 Сегодня у нас длинный «перегон». Нам предстоит проехать из Тхатона до самой северной точки Таиланда – города МайСай, посетив по дороге Дой МайСалонг и Дой Тунг. Посему встаем и завтракаем пораньше, т.к. хочется еще подняться к храму на вершине горы и осмотреть Тхатон сверху. Сегодня штурман и пилот опять меняются местами, за рулем я. Погода прекрасная, посему подъем на гору, фотографирование и спуск происходят без сложностей.

Двигаемся в сторону МайСалонга. Вскоре размеренная езда заканчивается и начинается подъем на перевал по серпантину. Мне существенно легче, чем Диме, т.к. видимость сегодня отличная. Штурману (как и вчера) делать особо нечего, ибо указатели стоят регулярно, да и развилок немного. На одном из поворотов в последний момент замечаю покосившуюся вывеску «hill tribe village» (деревня горных племен) и съезд на грунтовку. Интересуюсь у экипажа, интересно ли нам посещение «горцев»? Экипаж одобряет, разворачиваемся, едем в деревню.

Butterfly Улочка в деревне узкая, и я не уверен, что где-то будет место для разворота, посему находим в самом начале площадку для парковки и идем дальше пешком. Жилища и местные жители выглядят колоритно. На стене дома замечаю огромную бабочку.

Vlad hilltribe На первый взгляд деревня не выглядит как «туристический аттракцион». Но вскоре нам открывается мини-рыночек, где местное население торгует товарами народных промыслов. Значит, все-таки «показуха». Останавливаемся, смотрим. В принципе, ничего покупать не собирались, но одна из бабушек чуть ли не насильно надела мне на руку браслет. Ну ладно, 20 бат – не деньги, пусть будет на память. А Дима с Пашей тем временем прикалываются по головным уборам.

Hilltribe village Спускаемся по улице вниз, и тут же понимаем, что данная деревня не просто «показуха», а хорошо прикормленное место, куда туристов возят автобусами: под навесом с лавками топчется толпа иностранцев. К нам сразу же подскочил проворный мужичонка из местных и поинтересовался, не хотим ли мы посмотреть на длинношеих женщин? В принципе, конечно, хотелось бы. Это был один из пунктов «программы». Но были робкие надежды, что это будет происходить не в «людском зоопарке» возле МаеХонСона (где представительницы этого племени целыми днями позируют для туристов за деньги, и это основная их работа), а в «естественных условиях». Мужичонка называет цену: «250 бат». «Это со всех?» «Нет, с каждого». «Мужик! А не пошел бы ты?»
Нет, зоопарка нам не хочется.
Фотографируем панораму деревни и начинаем подниматься обратно.

Улица довольно круто идет вверх, и мы присаживаемся передохнуть под навесом на деревенской «площади». Рядом стоит несколько микроавтобусов, бегают гиды в белых рубашках при галстуке и с бейджиками. Да, посмотреть «нетронутый быт местных жителей» не получилось.
Последствия массового туризма…

Примерно через час петляния по серпантину подъезжаем к МайСалонгу. Основная дорога идет прямо на городскую площадь (она же - рынок), а дорога влево ведет на вершину горы, к храму Wat Boromarat, куда наша «муха» и взбирается, бодро урча на пониженной передаче. Архитектура храма немного отличается от центральной части Таиланда – немного другие формы крыши, характерные больше для храмов северной (китайской) ветви буддизма, а не тхеравады. Но чофу на углах крыши присутствуют, равно как и традиционные змеи-наги вдоль лестниц…

Mae Salong - 1 Vlad with dragon Dragon - 1 Dragon - 2 Crew with dragon

Параллельно с нами по храму ходит семейная пара с малышом. Разговорились, выяснилось, что они из Австралии. Наняли машину с водителем и путешествуют по северу. На парковке Дима загрузил водителя австралийцев вопросом о технологии езды по горам, тем более что они тоже были на тяжелом джипе. Водитель неплохо говорил по-английски, и объяснил, что тормозить двигателем в обычном режиме не получится, нужно включать раздатку. Правда, не уточнил при каком положении коробки это надо делать, но разве два инженера не разберутся сами?

С парковки открывается отличный вид на город и близлежащие деревни (горных племен, китайские). Еще совсем недавно полюбоваться этим великолепием иностранцам было невозможно, т.к. эту местность контролировал печально известный опиумный барон Khun Sa, и по соображениям безопасности туристов сюда просто не пускали.

Mae Salong - 2 Mae Salong - 3 Mae Salong - 4

Вдалеке замечаем большую скульптурную композицию, в которой угадываются чайники. Решаем заехать посмотреть. Спускаться на включенной раздатке оказалось существенно легче, тормозами пользоваться практически не нужно. Ну вот, теперь и мы «знаем кунг-фу». Спустившись в городок, останавливаемся возле банка, т.к. местная валюта стала заканчиваться. На всех стойках в банке стоят подставки с салфетками. Очень скоро стало понятно, зачем они нужны. В банк зашла группа женщин из горных племен с неким подобием «сберкнижек». Служащий банка выдавал нужную сумму, что-то печатал на принтере, а потом протягивал клиенткам чернильную подушку. Вместо подписи они мазали палец чернилами и оставляли на документе оттиск! А я думал, что такое только в кино про колонии бывает…

Tea Tea pots В МайСалонге тема чая раскрыта полностью. Он продается в абсолютно каждой лавке, тут же сохнет на циновках свежесобранный чайный лист. Кроме чая в лавочках продаются консервированные и сушеные фрукты, а также пакетики с сушеными шелковичными червями – похрустеть в качестве легкой закуски, вместо чипсов. Заскочив к чайно-скульптурной группе, направляемся к следующей точке – Дой Тунг.

Doi Tung Через пару часов прибываем в Дой Тунг – еще одну «тайскую Швейцарию». Поставив машину на парковку, покупаем билеты для осмотра сразу 3 достопримечательностей: музея памяти королевы-матери (Princess Mother Commemorative Hall), сада Mae Fah (The Mae Fah Luang Garden) и королевской виллы (Doi Tung Royal Villa). Музей рассказывает о жизни матери ныне здравствующего Короля Таиланда, в основном о разных благотворительных программах. Информация на тайском и английском языках. В саду можно посмотреть на работу селекционных лабораторий, в которых создаются новые сорта орхидей и других растений, а также на сам парк, поражающий количеством видов растений и фантазией паркового архитектора. Парк также является одним из королевских проектов (королева-мать лично курировала его) по переориентации местного населения с производства опиума.

При входе на территорию королевской виллы тщательно проверяется дресс-код. Шорты и открытые плечи категорически не допускаются. Не прошедшим проверку предлагают привести себя в порядок и дают напрокат (бесплатно) джинсовые рубашки и штаны классического тайского покроя. Вилла представляет из себя довольно большую «дачу», построенную в традициях тайской архитектуры. Поскольку при входе в любой тайский дом положено снимать обувь, перед входом в саму виллу дают пакет для ее переноски. Смотрители также предлагают провести небольшую экскурсию, либо просто дают план дома и показывают маршрут (заходить можно не во все помещения).

Следующая пункт назначения – город МайСай, самая северная точка Таиланда, стоящая на границе с Бирмой. Начинаю разворачивать нашу «муху», и чуть не вписываюсь в запаркованный сзади автомобиль – его практически не видно. Стоящий рядом таец показывает, что между машинами оставалось сантиметров пять. Штурман (Димыч) опускает окно и говорит, что «за рулем русский асс, значит все Ok». Надеюсь, что слово «асс» они поняли правильно… Примерно через час въезжаем в МайСай. Городок небольшой, но улицы изрядно забиты транспортом. Не имея карты города и представления, куда нам ехать, движемся прямо, пока не упираемся в «Мост Дружбы» - граница с Бирмой. А не рвануть ли нам в Бирму? Город Тачилек рядом, за рекой…

Дима отправляется на разведку, а я пытаюсь приткнуть машину в этом сумасшествии макашниц, велорикшей, мотобайков и автомобилей.
Возвращается Дима грустный – времени 16:45, а граница закрывается в 17:00. Или ночевать в Бирме, или идти завтра.

Ну ладно, нет, так нет. Будем искать ночлег. Разворачиваюсь и тихонечко плетусь в левом ряду, все дружно «сканируем» вывески. Мелькнула табличка «condotel», указывающая в сторону переулка, рядом очень удачно оказалось место для парковки. Посмотрим, что это за отель.

Condotel оказался типичным заведением своего класса – внизу парковка и ресепшен, а выше – однокомнатные квартирки, сдаваемые в режиме гостиницы. 350 бат за ночь. Можно посмотреть? Девушка на ресепшене дает нам ключи и показывает в сторону лифта. Обсуждая, как классно, что парковка крытая и охраняемая, садимся в лифт. Через полминуты интересуюсь: «Это только одному мне кажется, что лифт никуда не едет?». Выяснилось, что не только мне. Как люди цивилизованные, нажимаем кнопку первого этажа и кнопку открытия дверей. Ничего не происходит. Потом лифт начинает противно звенеть. Потом замолкает. Протягиваю руку к кнопкам, и когда до них остается несколько сантиметров, снова раздается звонок. Убираю руку – замолкает. Пробуем все по очереди – эффект такой же. Застряли! Разбирает нервный смех. Потом внезапно гаснет свет и в темноте раздается возглас «Alopex lagopus» (кто не в курсе: это латинское название зверька по имени «песец»). Оказывается, девушка с ресепшена решила поступить как настоящий программист: раз что-то «повисло», нужно «перезагрузить» (то есть выключить и включить). Перезагрузка не помогла. Пришли какие-то люди и стали пытаться открыть дверь снаружи. Мы им активно начали помогать изнутри. Открыть получилось примерно на 10 сантиметров. В образовавшуюся щель мы пролезть не смогли, но зато появилась дополнительная вентиляция. Потом пришел суровый мужик и что-то долго пытался сдвинуть палкой в механизме двери. Мужик сел в машину и уехал. Что-нибудь сделать с дверями пыталось много разных людей, наверное, каждый проходивший мимо житель МайСай считал своим долгом нам помочь. Свет несколько раз выключался и включался. Потом нас попросили отпустить двери, которые мы все это время держали в приоткрытом состоянии. Вверху что-то лязгнуло, свет мигнул, и двери открылись – два суровых мужика проникли на крышу лифта через второй этаж и при помощи ломика привели механизм в действие. Надо ли говорить, что желание селиться в этом заведении даже на одну ночь у нас сразу же пропало? Посмотрев для приличия комнату и сказав «надо подумать», мы свалили из этого кондотеля стремительным домкратом. На улице на нас одновременно напал смех, и местные жители понимающе смотрели на четверых бледнолицых, ржущих, как лошади. Видимо решили, что мы приобщились к опиумной культуре.

Пройдя по переулку в сторону границы, мы обнаружили блестящий новенький гестхауз. В нем не было лифтов, и этот факт нас сильно порадовал. «А есть ли у вас свободные комнаты, уважаемая?», - обратился Дима к даме на ресепшене. В ответ она заулыбалась, и начала что-то бодро объяснять ему по-тайски. Не встретив понимания, дама заволновалась. Я попытался прийти на помощь: «Towrai khrup?» «Haa roy baths». Ну что ж, 500 бат цена приемлемая. А посмотреть?

Выудив из-под прилавка ключи, дама пошла демонстрировать нам апартаменты. На этажах просторные холлы, паркет, столы со стульями и прочие изыски. Номера тоже оказались недурственными. Хорошо! Нам нравится! Нам бы 4 комнаты. 4 rooms. Understand? Но дама искренне не понимала, чего мы от нее хотим. Попытка показать 4 пальца и сказать «си лум» тоже ничего не дала, в глазах читалось: «я не идиотка, я вижу, что вас четверо». В конечном счете, ситуацию разрулил Дима: он просто расставил всех нас у дверей комнат и жестами объяснил, что количество комнат должно совпадать с количеством тел. Однако свободных комнат оказалось лишь три, но в одной из них были раздельные кровати, посему консенсус был достигнут.

Оставив народ оформлять бумажки, я отправился за машиной. За это время стемнело, но машину я нашел не сразу совсем по другой причине. Пока мы искали жилье и отсиживались в лифте, на улице начали разворачивать свои лотки торговцы, и машина оказалась плотно заставлена вешалками с одеждой и столиками с сувенирами. Видя мою растерянность, торговец отодвинул вешалку от правой двери, чтобы я смог сесть за руль и помог мне выехать, выйдя на дорогу и остановив поток транспорта. Пока я разворачивался, место, где только что стояла машина, уже «затянулось» лотками…

Протиснуться на «мухе» к гесту тоже оказалось нетривиально. Улочки узкие, зеркала чуть ли не задевают стены домов. Едущий передо мной грузовик затеял разгружать товар, хорошо, что это заняло всего пару минут. Следующая проблема была – припарковаться. Если встать «у обочины», то по улице кроме велосипеда больше ничего не проедет. Посему пришлось «притираться» к самым дверям геста и почти заехать в вестибюль.

Принимающая сторона была так рада визиту дорогих гостей, что порывалась отнести в номер мою 20-килограммовую сумку со снаряжением. Еле отобрал. Пока мы принимали душ после тяжелого дня, для нас был искусно порезан ананас из вчерашних запасов (еще в Тхатоне говорил Диме, что за один раз мы две штуки не съедим). Умяв фрукт, отправляемся на ужин, для которого было избрано уютное заведение на главной улице, в 5 минутах ходьбы.

При заказе, как обычно, пожадничали – порции традиционно «не детского» размера. Наташа успешно сдала зачет по употреблению неадаптированных тайских блюд. В начале немного поплакала, но потом признала, что острый карри из курицы, если его заедать рисом, очень правильное и вкусное блюдо.

После ужина Дима и Паша отправляются на фут-массаж, а мы с Наташей решаем просто прогуляться по импровизированному рынку, в который по вечерам превращается центральная улица МайСай.
На улицах очень много попрошайничающих детей. Видимо, из Бирмы, т.к. в других городах Таиланда милостыню просят только инвалиды. Тут же ситуация характерная скорее для Камбоджи: увидев иностранца, подбегают и «дай бабла!».
Забрав с массажа довольных, как слоны, Пашу и Диму, отправляемся спать. Завтра напряженный день: в 17-00 нам надо сдать машину в аэропорту ЧиангРая, успев до этого посетить пещеру обезьян, БанСопруак с Золотым Треугольником, ЧиангСаен и два храма в самом ЧиангРае.

За день пройдено около 150 километров.

***

Завтракать мы не стали для экономии времени, решив, что перекусим где-нибудь в дороге. Снова меняемся с Димой местами – сегодня его очередь быть пилотом. В результате плохого исполнения мною обязанностей штурмана, мы почти заехали в Бирму. В узких переулках МайСай запутанная система движения, постоянно висят знаки, запрещающие поворот в ту или иную сторону. Увидев в просвете между домами центральную улицу, я предложил Диме въехать «под кирпич». В результате мы оказались прямо под пограничным мостом, т.е. под «нейтральной» территорией. Но нисколько не смутились и ловко вырулили на центральную улицу и поехали искать пещеру обезьян.

Указатель на какую-то «Cave» мы видели еще вчера, по пути в МайСай, посему усиленно сканировали правую сторону дороги. Отъехав 15 километров, поняли, что поворот мы уже проскочили. Останавливаемся возле полицейского поста, иду выяснять. Полисмен жестами объясняет, что надо вернуться обратно, там будет (жест, изображающий остроконечную крышу), и возле него нужно повернуть. Разворачиваемся, едем. «Островерхих» объектов очень много, где сворачивать – непонятно. Снова разворачиваемся, опять подъезжаем к полицейскому посту. Полисмены нас узнают, лыбятся («во, фаранги тупые, свернуть в нужном месте не могут!»). Разворачиваемся третий раз. Возле одного из поворотов прошу Диму остановиться, и спрашиваю идущую мимо женщину, а где же тут «monkey cave». Она говорит, что свернуть можно здесь, потом надо налево. Проезжаем немного, возле развилки пытаемся уточнить. Народ по-английски не понимает. На помощь приходит журнал «Всемирный следопыт», в котором обнаруживается фотография обезьяны: пристаем с раскрытым журналом к местным жителям, они жестами показывают, куда ехать.

Наконец, прибываем на небольшой рыночек, рядом с которым виднеется ограда храма и гора. Снова тычем в журнал и показываем на храм, мол, это здесь? Продавщица кивает. И предлагает купить чего-нибудь для обезьян (бананы, орешки).

Мы уже практически вошли в ворота храма, как вдруг услышали крик немного отставшего от нас Димыча. Крупный самец макаки вероломно напал на Димку и отобрал у него бананы. Впрочем, Дима не оставил сие безобразное деяние без последствий, и половину связки отбил обратно. Однако все это была лишь часть блестяще спланированной операции - когда мы снова повернулись лицом к храму, со стороны горы к нам неслась стая обезьян!
Макаки окружили нас и стали бесцеремонно требовать угощения. Один макак подошел ко мне вплотную и взял меня «рукой» за штанину, чтобы я никуда не ушел. Пришлось заняться раздачей орехов. При этом я старался подкидывать орешки не только ему, но и бегающим рядом малышам и самкам. В конце концов, макаку это надоело, он потянулся и просто выхватил у меня из рук пакет с орехами, типа «дай сюда, че ты там с ним возишься!». Аналогичным образом дело обстояло и у остальных: бананами приходилось почти что отбиваться. Бананы отрывали поштучно, и как гранаты кидали в толпу обезьян. Кому-то прилетело в лоб, но обезьяны отстали лишь когда больше ничего съестного не осталось.

Если верить описаниям, то в этой пещере должно быть озеро, в которое «обезьяны прыгают с высокой скалы». На всякий случай вооружаемся палками и начинаем подъем ко входу в пещеру. К концу лестницы язык уже лежит на плече, лестница крутая, жара. В пещере очень темно, имеется статуя Будды, но никаких озер и обезьян не видно. Пошли по указателю в другую пещеру. С тем же результатом. Видимо, под озером понимался небольшой прудик перед пещерой. А обезьяны прыгают в него не постоянно, а по мере желания. И желания у них после поедания бананов не было.
Ну что же, едем в Золотой Треугольник.

Golden Triangle Через пару часов прибываем в поселок Бан Сопруак. Этот населенный пункт не был бы ничем примечателен, если бы возле него, в месте впадения Mae Nam Ruak в Меконг не сходились границы трех государств: Таиланда, Бирмы и Лаоса – Золотой Треугольник. Кроме этого геополитического факта Золотой Треугольник получил свою печальную известность как крупнейший центр опиумной торговли. Это уже давно не соответствует действительности, но ради привлечения туристов этот факт все время муссируется. Мы с Наташей решили позавтракать, а Паша и Дима отправились на осмотр местности. Два полноценных завтрака (пад-тай, яичница, кофе и т.п.) плюс две бутылки содовой потянули на «неприлично большую» сумму – 80 бат. Да, это не Бангкок! Выяснилось, что все намеченное (музей опиума и пристань, где можно нанять лодку для прогулки) находится рядом.

Сначала идем в музей. В нем есть все для курения опиума – инструменты, приспособления, трубки и очень подробные инструкции. Нет только самого опиума. Зато есть местный табак. Вместе с билетом в музей дают на память открытку (выбираешь сам), на которую тут же можно нашлепать памятных штампиков. Мы очень удачно успели войти в музей до группы китайских отдыхающих, которые чуть не порвали друг друга в борьбе за штампики. На выходе из музея – лавка с сувенирами. Закупаемся магнитиками, майками и прочей атрибутикой на память.

День катится к полудню, становится жарко. Забегаем в магазин за прохладительным, фотографируемся возле ворот Золотого Треугольника и топаем к пристани, где нам предлагается посетить 3 страны всего за 400 бат (цена – за всю лодку), с ожиданием, пока мы посетим рынок в Лаосе. 100 Бат с носа цена вполне приемлемая. Удивляемся, почему некоторые продвинутые путешественники в своих отчетах писали, как они путем героических усилий опускали цену за такую поездку с 3000 до 1800 бат.

Lao Стартуем, времени 12:04.
Через пару минут лодочник скидывает обороты, чтобы мотор поддерживал лодку на месте, лишь компенсируя течение, и объявляет: «Мы в Золотом Треугольнике! Слева-сзади – Таиланд, слева-спереди – Бирма, справа – Лаос!». Подождав, когда мы зафиксируем при помощи фотоаппаратов данное знаменательное событие, двигается дальше. Подходим к бирманскому берегу, созерцаем гламурное казино, куда ходят играть не только зажиточные бирманцы, но и тайцы (благо для них упрощенный режим пересечения границы). После чего пересекаем Меконг, движемся вдоль левого (лаосского) берега и вскоре причаливаем к маленькой пристани, над которой развевается флаг Лаоса.
Время – 12:15. Три страны за 11 минут.

На пристани стоит будочка, где местный джентльмен собирает по 20 бат за вход на территорию Лаоса. И тот факт, что для граждан РФ визы отменены, его нисколько не волнует. Впрочем, он и в паспорта толком не смотрел… Рынок почти ничем не отличается от аналогичных тайских, все тот же набор товаров – майки, сувениры и т.п. За одним исключением: присутствует большая коллекция водки, настоянной на змеях, скорпионах и прочих милых зверушках – такие «развалы» я наблюдал во вьетнамском НьяЧанге в июне 2006 года. Купленная тогда змеиная настойка уже нуждалась в обновлении (оригинал был выпит, змея повторно залита водкой), но купить бутылку сейчас я не могу – у меня еще 3 внутренних перелета, да и вес багажа уже на пределе из-за снаряжения.

Lao beer Посему ограничиваюсь майкой с символикой Лаоса и магнитом. Интересуемся у местных товарищей насчет «лао бир», и через пять минут уже наслаждаемся лучшим пивом Юго-Восточной Азии. Посещаем на прощание местный туалет (оказавшийся совсем не таким страшным, как пишут в некоторых отчетах) и отчаливаем обратно в Таиланд.

За время нашего отсутствия какие-то злыдни опустили на нашей машине антенну, к которой прикреплен российский флаг, и что-то написали на пыльном борту по-голландски. Сперва я подумал, что надпись – это Димкина проделка, т.к. днем раньше я стер написанное им неприличное слово, написав вместо него типично тайское «MAI PEN RAI», но Димыч клялся и божился, что голландского он не знает. Значит, этот беспрецедентный акт вандализма совершили какие-то обкуренные придурки из солнечных Нидерландов. Вот такие у них «европонятия»…

Восстанавливаем положение флага и отправляемся в ЧиангСаен. В этом городке намечалось осмотреть два храма, но время уже поджимало, посему мы заехали только в Wat Chedi Luang. Храм достаточно сильно разрушен. Если сама чеди еще более-менее сохранилась, то у бота отсутствует не только крыша, но и большая часть стен. Посему все это накрыто временным навесом, чтобы непогода не мешала медитациям.
На рыночке рядом купил очень красивый сувенир (хоть и не собирался). Не знаю, как это называется, но представляет собой плоскую ажурную конструкцию, вырезанную из кожи водяного буйвола и раскрашенную. Выглядит великолепно, даже будучи просто прикрепленной к белому листу бумаги. Но если разместить за ней источник света, то на стену/потолок будет проецироваться загадочное изображение, как в театре теней…

Наконец прибываем в ЧиангРаи. Чтобы добраться до намеченного к посещению удивительного белого храма, пришлось проехать через весь город. Этот храм – современный, построен всего несколько лет назад (и строительство еще продолжается). Но уже стал местом паломничества не только туристов, но и тайцев.

Wat Rong Khung - 1 Wat Rong Khung - 2 Wat Rong Khung - 3 Wat Rong Khung - 4

Второй храм, который обязательно следует посетить – это Храм Изумрудного Будды. Всем известно, что Храм Изумрудного Будды (Wat Phra Kaew) находится в Бангкоке, и является самым почитаемым. Однако обнаружена статуя Изумрудного Будды была в 1434 году именно в ЧиангРае, в небольшом храме. От обычного гипсового изваяния Будды откололся кусок, и обнаружилось, что гипсом покрыта статуя из зеленого камня. Изумрудный Будда проделал большой путь – в разное время статуя находилась в Лаосе, в Камбодже (АнгкорВат), в Сукхотае и других городах, пока, наконец, не прибыла в Крунгтхеп (Бангкок), где некоторое время помещалась в Ват Аруне и в конце XVIII века заняла свое место в специально построенном храме. Именно в этот маленький храм мы и отправились. Перед входом в вихан находится небольшой пруд со множеством черепах. В самом вихане установлена копия знаменитого изваяния.

Ну что же, наш автопробег подходит к концу, и мы направляемся в аэропорт ЧиангРаи, где договорились сдать машину. За сегодняшний день пройдено около 200 километров. Звоню в рентовальную контору. Трубку берет девушка и произносит длинное приветствие на тайском. На мой вопрос «Khun poot pasaa angrit, dai mai khrup?» («Вы говорите по-английски?») обиженно отвечает «Of course!». Сообщаю ей, что мы уже находимся в аэропорту, и готовы слезно попрощаться с нашей «мухой», самоотверженно перемещавшей нас в течение 4 дней по горам северного Таиланда и намотавшей на одометре 687 дополнительных километров…

Не обошлось и без конфуза. Девушка начала спрашивать «какого цвета ваш…». Последнее слово я никак не мог разобрать и повторял, что машина белая, и номер у нее такой-то. Наконец понял, то она спрашивает цвет моей рубашки (странно, мне кажется, что найти на стоянке машину с логотипом конторы проще, чем искать фаранга определенного цвета). Отвечаю: «camouflage». Тут уже не понимает девушка: «это как?!». Ладно, не морочьте себе голову, пусть будет «зеленый». Через четверть часа прибыла машина с сотрудниками ЧиангРайского отделения рентовальной конторы. Осмотрели машину, они остались довольны отсутствием новых повреждений. Пришлось, правда, доплатить 250 бат, т.к. по условиям аренды бак при сдаче должен быть полон, а мы, заправившись в ЧиангСаене, сожгли по дороге в ЧиангРаи более 5% «допустимой погрешности».

Ожидание рейса на Бангкок и сам перелет прошли обыденно. На этот раз в Бангкоке нас встречали – отель Queen Garden предоставляет бесплатный трансферт из аэропорта, если указать это при заказе. Единственное неудобство – встречали не нас одних, и пришлось довольно долго ждать, пока соберут всех прилетевших. На ресепшене предъявили распечатку брони и заказали трансферт обратно в аэропорт на утро. Нас решили разместить в новом корпусе, что, несомненно, порадовало. Хотя оценивать прелести отеля у нас времени не было: время шло к полуночи, все уже хотели спать, а в 4 утра нас уже должен был ожидать микроавтобус обратно в аэропорт, мы вылетали в ХатЯй первым рейсом, в 6:55 утра. Не знаю, как остальные, но я проспал эти несколько часов как убитый, и даже не слышал шума взлетающих из находящегося совсем рядом аэропорта самолетов…

***

«… и вертолеты, кони, трактора, десантом нас забросят…», - поется в одной из песен Ивасей. Мы начали свою «заброску» на остров Ко Липе с самолета. Естественно, поскольку все были невыспавшиеся, то дорога в аэропорт, посадка и полет до ХатЯй прошли как в тумане. Хотя мы и не забыли поздравить Диму со случившимся днем рождения.

В Аэропорту ХатЯй сразу же столкнулись с повышенными мерами безопасности – в южных провинциях Таиланда неспокойно, посему кругом полиция и военные, вход в здание – через тщательный досмотр.

Чтобы добраться до острова, нужен катер или паром. А чтобы попасть на них, нужно сперва добраться до городка Пакбара. Автобусы туда ходят с автостанции ХатЯй, до которой тоже нужно добраться из аэропорта. В процессе изучения вопроса стало понятно, что сделать это лучше всего на такси, т.к. стоимость удовольствия – 300 бат за всю машину, а место в микроавтобусе на тот же маршрут (аэропорт-автостанция) стоит 80 бат. Водитель такси всю дорогу предлагал нам увезти нас прямо до Пакбары, т.к. по его словам «минибас будет идти долго, часа 4, и вы не успеете на паром, а я вас за 2 часа домчу». Идея нам не очень понравилась (т.к. вчетвером в такси все-таки было тесновато, и машина скребла брюхом по «лежачим полицейским» под тяжестью наших тушек и багажа), кроме того цена называлась совсем негуманная – 2000 бат. При том, что место в минибасе до Пакбары стоит всего 150 бат. Пытаемся торговаться – называем свою цену по-английски и по-тайски. Но водила говорит, что он малаец. Да не вопрос! Давай за seribu bahths (1000)? Нет? Ну тогда крайняя цена seribu dua ratus bahth (1200). И тут водила произносит «ван таузан сигаретс!». Чего?! 1000 сигарет? Вы что, на натуральную оплату перешли? Не сразу поняли, что это особенности произношения, и имелось ввиду «ван таузанд сикс хандрит» (1600). Нет, родной. Terima kasih тебе, конечно, но вези-ка ты нас на автостанцию, как договаривались.

На автостанции без проблем взяли билеты на ближайший мини-бас и сразу же приобрели «ваучер» на спидбот. Оказавший нам такую комплексную услугу дяденька сразу же отзвонился в Пакбару и заверил, что спидбот будет нас ждать. В крайнем случае, поплывем своим ходом. Дима недобро на него посмотрел и заметил, что мы возьмем его с собой и поплывем на нем.

Минибас по дороге в Пакбару Шумахера не изображал, и довольно часто останавливался возле всяких будок, чтобы отдать почту. Тем не менее, мы доехали до Пакбары за 2 часа (а не за 4, как пугал таксист). В Пакбаре тормознули возле турагентства, где нам обменяли ваучер на нормальные билеты на спидбот, после чего минибас довез нас прямо до самой пристани. Осознавая, что на острове все стоит существенно дороже материка (особенно спиртное), и, памятуя о том, что у Димы сегодня день рождения, идем затариваться продовольствием. Возвращаемся с запасами рома, колы и упаковкой пива. Ожидающий спидбот народ смотрит на нас кто с восхищением, кто с осуждением.

Longtail Грузимся на плавсредство. Катер довольно большой, 3 движка по 200 лошадей. Народу около 20 человек; половина – туристы, половина – местные. Бежит катер очень резво, приходится натянуть бандану на уши, ибо простудить их в такой ситуации очень легко. Через пару часов подходим к Ко Липе. Но это еще не все (помните? «вертолеты, кони, трактора…»). К самому берегу катер подойти не может, и к нему с острова подплывает множество лодок-«длиннохвосток», готовых доставить до берега всех желающих всего за 50 бат с носа. Хотя ноги намочить все равно придется – лодка выезжает носом на пляж, и выгружаться приходится в полосу прибоя. Так что в джинсах/кроссовках (а также в вечерних платьях и туфлях со шпильками) этот участок пути лучше не преодолевать.

Dive center Поскольку мы люди очень обстоятельные, то бросаем сумки у ближайшего ресорта и идем методично осматривать имеющиеся жилища. Большинство предложений нам не нравится – либо совсем убогие курятники (на Hilton мы не рассчитывали, но на 5 дней есть желание остановиться в комфортном бунгало), либо цены совсем негуманные. По дороге заглядываю в дайв-центр, с которым заранее (через интернет) договорился о нырялке. Интересуюсь, что они могут посоветовать из жилья. Советуют именно тот ресорт (Varin Resort), возле которого мы бросили вещи. Смотрим. Бунгало приличные. Цена – 700 бат. Или комнаты в длинном бунгало по 500. В это время звонит мой московский приятель Паша, приехавший на остров за день до нас. Говорит, что возвращается с дайва и через полчаса будет на острове. Рекомендует посмотреть ресорт, где он остановился (белые домики на склоне скалы). Ну что же, решаем пройти пляж до конца и посмотреть все. В результате возвращаемся уставшие и взмыленные. Зато со знанием, что лучший вариант – все-таки Varin Resort.

Дима ставит перед персоналом отеля жесткое условие: поскольку мы берем 4 бунгало на 5 ночей, то они просто обязаны сдать нам их по 500 бат. Впечатленные логичностью доводов, они вынуждены согласиться. Далее – как обычно, заселение, душ, осмотр местности. Обговариваю с дайв-центром подробности погружений. 8 ноября предлагается просто понырять, а 9 ноября пройти курс drift diver. Меня это полностью устраивает, т.к. в процессе планирования поездки я долго сидел над лунным календарем, чтобы подгадать попадание на остров в полнолуние или новолуние. 9 ноября – как раз новолуние. А это значит, что будет очень сильное приливное течение, во время которого в проливе возле Аданга «реально камни переворачиваются», как написано на сайте дайв-центра, и за одно погружение можно проплыть около 3 километров, практически не махая ластами. Подбираю единственный отсутствующий у меня элемент снаряжения – костюм. В принципе, температура воды +29 градусов, и можно без него, но пусть лучше будет. Несмотря на мои габариты, подходящий размерчик нашелся. Хмыкнув в ответ на наставления персонала дайв-центра «много не пить», отправляюсь встречать с дайв-бота «московского» Пашу, которого не видел почти год. И в нашей компании уже становится 5 человек.

Пока мы «официально» поздравляем Диму с днем рождения, разминаемся пивом и любимым коктейлем «Cuba Libre», сумерки очень быстро превращаются в ночь. Мы находимся практически в самой южной точке Таиланда – до малазийского острова Лангкави всего 25 километров, и в хорошую погоду его даже можно разглядеть с пляжа. «Продолжать банкет» отправляемся «к Пуху». Это такое забавное место, называется «Pooh’s bar». Стулья отсутствуют, вместо них – мягкие лежанки. Вместо столиков – огромные «пеньки», спилы деревьев.

Очень приветливый и услужливый персонал, вменяемые цены, вкусная еда, видеопроектор (на большом экране показывают DVD с записями концертов). Соответственно, время проводим очень весело под пиво и тайские блюда. Просим прокрутить на большом экране наш диск с фильмом о весенней поездке в Малайзию, который был воспринят крайне положительно и остальными посетителями бара. Особо уставшие (в частности, ваш покорный слуга) отлучаются набраться сил в Lazy Corner. Это такой специальный уголок, где висит гамак и разложено несколько лежанок, чтобы уставшие посетители могли немного подремать. Наевшись, и навеселившись, еще раз поздравляем Димыча с днем рождения, и отправляемся спать.

***

На следующий день все отправились в море. Я и оба Паши – нырять, а Дима и Наташа – просто отдыхать на кораблике.

Подводный мир возле Koh Lipe мне показался бедноватым по сравнению с Симиланами или Сипаданом. Но живность и растительность все равно присутствовала, не говоря уже об удовольствии от самого факта погружения и ощущения свободы полета в трех измерениях.

Vlad scuba Vlad underwater Clowfish Underwater - 1 Underwater - 2 Giant Morray Giant morray and sea urchin

День пролетел незаметно (с перерывом на традиционно вкусный обед из тайских блюд, приготовленный командой), причаливали уже почти в сумерках. А пока промыли снаряжение и переоделись, стало уже совсем темно. С вариантом организации досуга решили не мудрить и снова отправились «к Пуху».

Следующие дни мы релаксировали в соответствии со своими предпочтениями. Кто нырял, кто рыбачил, кто просто отдыхал на пляже.

9 ноября – пик новолуния, и приливные течения особенно сильны. Именно в этот день мы и отправились на дрифт-дайвинг. Прелесть его в том, что во время погружения практически не нужно грести ластами – течение само несет тебя. Соответственно, меньше напрягаешься, медленнее расходуешь воздух, и, как следствие, успеваешь больше увидеть, т.к. находишься под водой дольше, а движешься быстрее. Во время погружения очень пригодился подаренный Пашей стальной крюк: нашли на дне рыболовную конструкцию типа «морды», чтобы рассмотреть попавших в нее рыб пришлось прицепиться к ней, иначе течение сносило. Да, не зря я учитывал фазу Луны при планировании поездки, дайв получился отличный.

Пока мы развлекались в море, Дима в поте лица обеспечивал нам ужин в виде устриц. Собственноручно пойманные им устрицы еле дождались нашего прихода в ящике со льдом, после чего частично были пожарены, частично поданы в сыром виде и благополучно прикончены под бутылочку белого вина, которой я проставлялся по поводу еще одного дайверского сертификата. Устрицы, это, конечно, хорошо. Но на нормальный ужин тянут плохо, разве что на разминку. Посему мы опять направились в Pooh’s bar, где уже поужинали по-настоящему.

Marlin Vlad with shrimp Вечер следующего дня гастрономически был еще интереснее. На пляже, перед нашим ресортом были выставлены лотки с креветками, кальмарами и прочими «лохами съедобными». Но самое главное – на столе лежала половина туши марлина. Судя по размеру, вряд ли это был знаменитый голубой марлин, вес которого может достигать 700 килограмм, но рыбка все равно выглядела внушительно. Процесс заказа происходит просто: берешь нож и намечаешь, сколько отрезать. Повар отрубает кусок и взвешивает. После чего выясняет, как его приготовить (на решетке, в фольге, со специями и т.п.). Комплектуем марлина креветками. Этих зверьков также взвешивают и готовят в соответствии с пожеланиями клиента. Пока заказ готовится, разминаемся пивом. А потом уминаем всю эту вкуснятину.

Marlin - fountain Окончание ужина отмечаем фотографированием в фонтане на фоне все того же марлина. Предвидя вопросы: все было тихо и пристойно, песни не орали, фонтан не раскачивали. После фотографирования самые стойкие отправляются продолжать праздник к Пуху, а я иду спать.

***

Sunset Сегодня – последний день на острове, завтра улетаем в Бангкок. Нырять сегодня не идем, дабы оборудование хоть немного просохло перед перелетом. Я веду «овощной» образ жизни на пляже, народ отправляется на рыбалку. Соответственно вечером у нас «отходной» ужин из свежих морепродуктов: тунцы, джек-фиши, жареные, том-ям. Ну и, конечно, пиво «Сингха» и салатик сом-там. На закате делаем несколько прощальных фоток на пляже.

Утром уезжать не хочется категорически. Но ничего не поделаешь, грузимся на лонгтейл и отправляемся на катер.
Катер-микроавтобус-самолет-такси, и поздно вечером мы прибываем в бангкокский отель Elegance Suites. «Здравствуй, цивилизация!». «Дикая» часть нашей поездки закончена, можно снова привыкать к горячему душу, кондиционеру и прочим прелестям двухкомнатных номеров (гостиная и спальня, если не считать кухню-прихожую и ванную).

***

Ну что вам рассказать про Бангкок? Нравится мне этот город, не смотря на жуткую загазованность и пробки. Впрочем, по сравнению с утренним Екатеринбургом мне кажется, что в Бангкоке пробок нет совсем.

На этот раз в качестве места базирования был выбран не привычный район Банглампу (это там, где Каосан-роад, Рамбутри и т.д.), а район Банграк. И как оказалось, это было правильное решение. В переулке рядом с отелем полно демократичных заведений общепита, которые я ценю за настоящую тайскую кухню, причем работают они круглосуточно. Рядом – торговый центр Robinson и Charoen Krung road. До скайтрейна и пристани Tha Sathon – не более 5 минут пешком. Чтобы попасть в аэропорт не нужно пересекать нагруженный центр города. Сплошные плюсы…
И плюсами этими мы воспользовались по полной программе, поскольку на «освоение» Бангкока у нас был один полноценный день и день вылета.

Wat Po С утра позавтракали в отеле (неплохой шведский стол) и выдвинулись на пристань. План на первый день был простой: сначала все вместе идем в Wat Po, потом Дима отправляется на шоппинг, а я веду Пашу и Наташу в Wat Phra Kaew (Изумрудный Будда), поскольку Дима в нем уже был. Я тоже там был (и не один раз), но всегда прихожу в этот храм с удовольствием. В Wat Po зашли в вихан с лежащим Буддой, после чего неторопливо прогулялись по всей остальной территории монастыря и зашли в бот (чего в предыдущие разы мне сделать не удавалось по причине вечной спешки).

В Wat Phra Kaew я, конечно же, потащил всех по своему излюбленному маршруту – сначала музей королевских регалий, затем галерея Рамакиен, потом вихан, Золотая Чеди, мондоп, и, наконец, сам бот с Изумрудным Буддой. Вроде бы еще не самый пик туристического сезона, но народу в этот раз было очень много. Немного задержались в королевском дворце, чтобы посмотреть смену караула.

Все это заняло (причем, без спешки) половину дня. Далее я меркантильно завернул на рынок амулетов – за три года веревочка, на которой висит мой амулет, сильно истрепалась и требовала замены.

Еще на острове Паша и Наташа изъявляли желание посетить в Бангкоке SPA-процедуры. Но т.к. тему заранее не изучили, и куда идти не знали, вынуждены были согласиться на мое предложение посетить один проверенный массажный салон на Phra Sumen road. И, как мне кажется, не пожалели, ибо «зависли» мы там аж на 3 часа, полностью загрузив персонал этого небольшого заведения. Мы с Пашей взяли по сеансу сауны с ароматным паром и по традиционному массажу, а Наташа приобщалась к каким-то хитрым маскам и масляному массажу. Мы как раз попивали «послемассажный» чаек, как позвонил Дима и сообщил, что уже ждет нас на Каосан-роад.

Во время прощания с персоналом салона нам была торжественно вручена карточка, дающая право на скидки при последующих посещениях. Пока шли на Каосан через эксцентричную Сой Рамбутри, с ее развалами подержанных кроссовок, рюкзаков и потрепанных Лонели Плэнет, стемнело.

На Каосане все по-прежнему – хиппи и бэкпеккеры, а также прочие дауншифтеры и маскирующиеся под них. Мы быстренько сделали «обзорный круг» по торговым точкам, дабы сориентироваться в ценах и ассортименте (хотя они и не меняются год от года), после чего уселись в кафе, дабы подкрепиться перед шоппингом. Многие вещи можно спокойно купить в торговых центрах даже и дешевле, но процесс покупки на Каосане – это ни с чем не сравнимый драйв.

К 9 вечера подтянулся «бангкокский бомонд» в лице заслуженных экспатов Гранта и Дениса (по совместительству учредителей компании ФАРАНГ.ру). Бомонд выглядел несколько изможденно, ибо только что выпустил первый номер русскоязычного тайского журнала «ФАРАНГ.ру» и последние несколько дней в поте лица занимался его распространением. Обсуждали мы сей знаменательный факт (а также другие события, произошедшие со времени нашей крайней встречи год назад) под коктейли в небольшой итальянской кафешке. После чего мне были торжественно вручены авторские экземпляры журнала, а остальным предоставлена возможность приобрести его со скидкой.

Ну вот и настал последний день нашего путешествия. С утра отправляемся в Виманек – «тиковый дворец». Если кто не в курсе, билет на его посещение является частью билета в Королевский Дворец. В этой части маршрута я немного просчитался с транспортом. Мы довольно быстро добрались до пристани Thewet, но дальше пошли пешком, хотя я неоднократно убеждался, что масштабам тайских карт доверять нельзя. В результате, когда мы оказались перед входом, времени на осмотр у нас уже почти не было, т.к. к 12-00 нужно было вернуться в отель, дабы принять душ и освободить номер.

Самостоятельно ходить по тиковому дворцу – нельзя, только в сопровождении гида (в военной форме). Однако нам удалось договориться, и примерно с половины экскурсии нам разрешили отделиться и проследовать к выходу самостоятельно. Благодаря демократичному бангкокскому такси мы успели в отель вовремя, и ровно в полдень освободили помещение. Конечно же, нам не отказали в просьбе оставить наши сумки до вечера, пока мы будем осматривать MBK, ZEN, CentralWorld и другие торговые центры.

Вернувшись к 5 вечера в отель, попросили портье организовать нам такси в аэропорт. Пока он соображал, где взять не обычную малогабаритную машину, а кэб, к отелю подкатил микроавтобус и выгрузил каких-то интуристов. Выяснилось, что автобусу надо обратно в аэропорт, и он будет очень счастлив, если сделает это небесплатно. В результате мы уехали дешево и комфортно, да еще и по платному хайвею.

Ну а дальше все было как обычно – прогулка по дьюти-фри, попытки поспать в самолете и транзитном зале Ташкента, совершенно неожиданное объявление посадки на Екатеринбург (почти на бегу попрощались с Наташей, чей самолет в Питер был лишь через несколько часов), долгое ожидание багажа в Кольцово и низкое мрачное небо, с которого сыпался серый снег…

© Cybervlad 2007

Design © CyberVlad

Valid XHTML 1.0!  Valid CSS!