Храм, отвоеванный у моря (Wat Khunsamut)

© Molot

И вот, случилась очередная поездка в Таиланд. Запланировано у нас было посещение храма, который находится на юге Бангкока, прямо в Сиамском заливе. Долго блуждая по Бангкоку, в поисках моста на другую сторону реки Чао Прайя, мы находим долгожданный мост и направляемся в сторону городка Пхра Самут Чеди, по дороге Сук Сават к Сиамскому заливу.

В городке Пхра Самут Чеди есть развилка, если ехать из Бангкока, то необходимо свернуть направо, и двигаться прямо, пересекая большое количество мостов и мостиков. Конечная точка, до которой можно добраться на машине - мостик с пристанью на которой мы зафрахтовали лодку и двинулись к храму. Выйдя из машины и осмотревшись, спросили у женщины, которая торговала с макашницы: - «Где бы нам взять лодку, чтобы отправиться к храму Кхун Самут», на что нам последовал ответ: - «Под мостом есть пристань, где вы можете договориться о вашей доставке к храму». Отмечу, что женщина не говорила по-английски, и все общение происходило на языке жестов и нескольких тайских фраз.

Во время прилива Деревянные подмостки

Спустившись под мост, мы обнаруживаем небольшой навес, под которым сидели люди. Обратившись к мужчине с вопросом: - «Как бы нам попасть в Ват Кхунсамут», нам отвечают, что нас отвезут, но необходимо немного подождать. Подождав около 15 минут, человеку, который должен нас отвезти к храму подвозят газовый баллон, и каково было наше удивление, когда он начал его прикручивать к лодке. Оказалась она ездит на газу.

После всех манипуляций с лодкой, человек подгоняет ее к пирсу, и мы отправляемся на встречу к храму. Дорога до храма, от пирса до пирса, заняла около 40-50 минут. За это время мы проезжали огромное количество различных каналов, домиков на сваях и прочих красот мангровых зарослей. Суши практически здесь нет, т.к. местные жители занимаются разведением креветок, и все побережье сплошь затоплено водой и лишь небольшие полоски земли разделяют поля.

Добравшись до пирса, мы высаживаемся на берег, и наш лодочник превращается в гида-проводника. Мы выдвигаемся в сторону храма, по узкой полоске земли, которую видимо очень часто затапливает, т.к. земля была вся потрескавшейся. Пройдя около километра, мы заходим в деревню, где есть даже школа и небольшой магазинчик. Т.к. в этот день были выборы, то народу было много, и все нам улыбались и приветствовали.

Пройдя деревню, мы натыкаемся на очень шаткие подмостки, через которые нам необходимо пройти, чтобы пересечь мангровые заросли. Пройдя их, мы обнаруживаем отличные железобетонные подмостки, которые уже непосредственно ведут к храму. Проходя по подмосткам нам открывается очень интересная, а может быть и страшная картина. Железобетонные столбы, уходящие далеко в море, жижа, которой покрыта поверхность, а также доска для серфинга. Как выяснилось в дальнейшем, местное население использует доски для серфинга для сбора креветок.

Почему же все-таки храм оказался в море и для чего столбы уходят далеко в море?? Ответ на это как ни странно очень прост. Раньше, когда местное население не занималось разведением креветок, здесь была нормальная суша, жили люди, были дороги. Но в процессе вырубки мангровых лесов для организации полей с целью разведения креветок Сиамский залив начал подступать все ближе и ближе и затопил приличную часть суши.

Теперь жители близлежащих деревень, опомнившись, пытаются высаживать мангры, делать дренажные каналы и пр., но это уже не спасает, т.к. море наступает очень быстро.

Итак, мы подходим по железобетонным мосткам к храму. На дороге нас встречает несколько собак, которые разбегаются в разные стороны, увидя нас. Уже перед самым храмом находятся жилые помещения монахов, которые постоянно тут проживают (5 человек). Их домики расположены высоко на сваях, которые привязаны к бетонному помосту.

Далее дорога ведет нас вокруг храмовых строений к основному храму, который собственно монахи и спасают от стихии. Бот (основное строение храма) уже изрядно начал разрушаться. Все красоты буддийских строений уже смыты морем, окна заколочены досками, но все равно осталась небольшая часть барельефов и колонн.

К основному входу ведет все также железобетонная дорожка, по которой мы проходим и упираемся в главный вход. Попасть в храм не очень просто, т.к. храм заливает морем, то пол был поднят на 2-3 метра от уровня земли, в связи с этим внутрь можно попасть только ползком. В храме расположено 2 больших изваяния Будды: один на входе, другой внутри храма. Специально для этих статуй были сделаны бетонные постаменты. Остальное убранство храма, располагается прямо на деревянном полу, на небольшом постаменте. Пол в храме покрыт линолеумом прямо поверх деревянного настила. Заглянув под настил, было видно, что там уже только жижа и ничего не осталось от былой красоты храма.

Выйдя из храма, мы осмотрели территорию. Вся территория храма обнесена большой дамбой из дерева и бетона, а также высажены мангры. Также там располагается множество мест для медитации, помещение трапезной и хозяйственные постройки. Есть небольшой пирс. Все здания и сооружения расположены на сваях.

В процессе осмотра храма к нам подошел настоятель и попытался с нами пообщаться. Но, т.к. по-английски он не знает, ни слова, а мы по-таиски лишь несколько фраз, то общение вышло не очень содержательным. Настоятель нам подарил фотографию храма во время прилива. Также мы попросили разрешения с ним сфотографироваться.

Обойдя все, на территории храма, пора выдвигаться в обратную дорогу, т.к. начинает уже смеркаться. Шли мы старой дорогой, сели в лодку и доплыли до пирса, где оставили машину.

На последок хочу сказать, что если к этому храму не уделят должного внимания, то он уйдет под поду. Стараний монахов и жителей деревни все равно недостаточны, т.к. их силы и средства ограничены. И если не предпринять кардинальных мер, то уникальное сооружение захватит пучина.

В подготовке материала были использованы собственные фотографии, фотографии Cybervladа.

Best regards, Pavel Basarygin (Molot).

THE END

© Molot 2008

Design © CyberVlad

Valid XHTML 1.0!  Valid CSS!